Мешает реклама? Нажать крестик левее белого креста у рекламного блока →→→→
|
Мои стихи | Поэзия и жизнь | Ссылки | Все стихи Карта сайта |
Заметки на полях |
Философская лирика |
Земляника и Арбуз |
Краткость — сестра таланта? |
|
Не знаю — как, но так уж получилось — Но вот, к столу гостей позвали, * * * “Была — Стола”, — поморщился Эстет. 21.06.11 Арбуз не ягода!С очень давних пор в памяти сидит определение: "Арбуз — самая большая ягода". Это всегда вызывало удивление: цепочка — арбуз, дыня, тыква, кабачок, огурец — все в чём-то родственники. Почему же арбуз и вдруг — ягода? Вот и опять нахожу в Интернете заголовок: "Ягода весом полцентнера выросла на Кубани". И далее: "Вкусной ягоды должно быть много, — решил фермер из Темрюкского района Игорь Лихосенко, он вырастил арбуз весом свыше 61 килограмма, не применяя нитратов." |
Подтексты этого небольшого аллегорического стихотворения могут быть разные, но суть их одна — в неправомерном противопоставлении малого и большого. Например, малых и больших стихотворений. В критике больших стихотворений (особенно по отношению к молодым поэтам со стороны поэтов, считающих себя маститыми) часто слышно вполне справедливое в абстрактном понимании (!) чеховское выражение: “краткость — сестра таланта”. Но, что такое краткость в конкретном приложении к художественному произведению? Например, стихи про осень встречаются у многих поэтов. У Фета оно содержит 2 четверостишия; у Бальмонта — 3; у Плещеева — 4; у Майкова — 9, а у Пушкина — 11, да не четверостиший, а октав, и стихотворение осталось ещё незаконченным; судя по последней строке: “Куда ж нам плыть?” предполагалось продолжение стихотворения. Но если большинство этих стихов — про осень вообще, то у Пушкина — его “личная осень”, а с нею связано много картин, ощущений, переживаний и понятие о краткости здесь совсем иное, чем в стихах с общим смыслом. Как видим, краткость, хоть и сестра таланта, но не критик и уж, тем более, не противник его. Другой пример. Фету, чтобы выразить чувства, навеянные на него посещением Севастопольского братского кладбища, понадобилось 4 четверостишия, а у Жуковского стихотворение “Сельское кладбище” содержит 35 четверостиший. Столько понадобилось поэту, чтобы передать желаемые чувства и мысли, связанные с уходом из жизни людей разного круга и воображаемую смерть молодого поэта. А, ведь, Жуковский был не менее, чем Фет, мастером краткости; его четверостишие “Воспоминание” (О милых спутниках…) — образец краткости в поэзии. Подобных примеров можно приводить множество. Нельзя избрать критерием качества поэзии размер стихотворения. А если дело в пустословии, то это совсем другая тема. Пустословие может содержаться и в очень кратком стихотворении. Пустословие говорит об отсутствии таланта. Эстету, правда, не до подтекстов и даже не до смысла стихотворения, он видит только его форму, оценивает новизну рифм. |
к началу страницы |
Copyright © Котов Л.Ф. 2008,
почта: lfkotov&yandex.ru (замените знак & на собачку @)