Земляника и Арбуз. Арбуз не ягода. Краткость — сестра таланта? Критерий качества поэзии. Поэтический сайт. Философская лирика. Стихи Л.Ф.Котова.

Мешает реклама? Нажать крестик левее белого креста у рекламного блока →→→→
Советы: Как убрать рекламный блок.

Мои стихи Поэзия и жизнь Ссылки Все стихи
Карта сайта

Заметки на полях

Философская лирика

Земляника и Арбуз

Краткость — сестра таланта?

  1. От колеса истории ключи
  2. Что же было в Начале?
  3. 50 копеек и Святой Георгий
  4. Красота
  5. Клубничка
  6. Печки, камины и нечистая сила
  7. Земляника и Арбуз
  8. Бунт Луны
  9. Сверчок
  10. По поводу солнечного затмения
  11. Белый и чёрный
  12. Тень счастия
  13. Переселение народов
  14. Пожар в Останкино
  15. Райская жизнь
  16. Где-то уже…
  17. Дети, Природа и Власть
  18. Зачем художник?
  19. Истина в вине?
  20. Рукописи не горят?
  21. Мессир Воланд, Вы не правы!
  22. На Землю Бог задумчиво глядит…
  23. Хандра
  24. По страницам "Самиздата"
  25. Молодым ребятам
  26. Пьедестал
  27. Катаклизмы природы
  28. Изгнание цензуры
  29. Европа и Антарктида
  30. Правда и Ложь
  31. Учил Христос…
  32. Венец творения — Человек
  33. Капитал и Власть
  34. Мой совет
  35. Искусство жить
  36. Муза и банки
  37. Короткие стихи: 1-4 строки
  38. Космический посев
  39. Вся жизнь — борьба
  40. Нити наших судеб

Не знаю — как, но так уж получилось —
С Арбузом рядом Земляника очутилась.
Гиганта оглядев, и не смутясь ни мало,
Ему малютка так сказала:
“Хоть ты родня мне — тоже ягодой зовёшься,
Одна вода в тебе, таскать — так надорвёшься,
Во мне ж, хоть я мала, — большое содержание…”
Арбуз вполуха принимал её брюзжание;
Себе он цену знал — коль спелый, так хорош.
А не дозрел, так и не гож.

Но вот, к столу гостей позвали,
Обескуражена малютка тут была:
Её с мороженым подали,
А он стал украшением стола.

           * * *

“Была — Стола”, — поморщился Эстет.
Ему до сути дела нет,
Он у сосудов только форму привечает,
А что в них налито, того не замечает.

21.06.11


Арбуз не ягода!

С очень давних пор в памяти сидит определение: "Арбуз — самая большая ягода". Это всегда вызывало удивление: цепочка — арбуз, дыня, тыква, кабачок, огурец — все в чём-то родственники. Почему же арбуз и вдруг — ягода? Вот и опять нахожу в Интернете заголовок: "Ягода весом полцентнера выросла на Кубани". И далее: "Вкусной ягоды должно быть много, — решил фермер из Темрюкского района Игорь Лихосенко, он вырастил арбуз весом свыше 61 килограмма, не применяя нитратов."
Кто назвал арбуз ягодой, почему это так широко расползлось (по крайней мере в России)? Но ботаника не считает арбуз ягодой, а относит его к тыквенным.

Подтексты этого небольшого аллегорического стихотворения могут быть разные, но суть их одна — в неправомерном противопоставлении малого и большого. Например, малых и больших стихотворений. В критике больших стихотворений (особенно по отношению к молодым поэтам со стороны поэтов, считающих себя маститыми) часто слышно вполне справедливое в абстрактном понимании (!) чеховское выражение: “краткость — сестра таланта”. Но, что такое краткость в конкретном приложении к художественному произведению?

Например, стихи про осень встречаются у многих поэтов. У Фета оно содержит 2 четверостишия; у Бальмонта — 3; у Плещеева — 4; у Майкова — 9, а у Пушкина — 11, да не четверостиший, а октав, и стихотворение осталось ещё незаконченным; судя по последней строке: “Куда ж нам плыть?” предполагалось продолжение стихотворения. Но если большинство этих стихов — про осень вообще, то у Пушкина — его “личная осень”, а с нею связано много картин, ощущений, переживаний и понятие о краткости здесь совсем иное, чем в стихах с общим смыслом. Как видим, краткость, хоть и сестра таланта, но не критик и уж, тем более, не противник его.

Другой пример. Фету, чтобы выразить чувства, навеянные на него посещением Севастопольского братского кладбища, понадобилось 4 четверостишия, а у Жуковского стихотворение “Сельское кладбище” содержит 35 четверостиший. Столько понадобилось поэту, чтобы передать желаемые чувства и мысли, связанные с уходом из жизни людей разного круга и воображаемую смерть молодого поэта. А, ведь, Жуковский был не менее, чем Фет, мастером краткости; его четверостишие “Воспоминание” (О милых спутниках…) — образец краткости в поэзии.

Подобных примеров можно приводить множество. Нельзя избрать критерием качества поэзии размер стихотворения. А если дело в пустословии, то это совсем другая тема. Пустословие может содержаться и в очень кратком стихотворении. Пустословие говорит об отсутствии таланта.

Эстету, правда, не до подтекстов и даже не до смысла стихотворения, он видит только его форму, оценивает новизну рифм.


к началу страницы

Copyright © Котов Л.Ф. 2008,
почта: lfkotov&yandex.ru (замените знак & на собачку @)

Rambler's Top100