- Баллада об углекопах и рельсах
- Необычайное происшествие с Маяковским на Триумфальной площади
- Разговор со смертью
- Второе пришествие бабьего лета
- Последний полёт
- Песнь о лицах
- К жене
- Двойняшки
- Джоконда
- Кошмарный сон
- Мама, папа и кошка
- Обезьяний стих
- Сова
- Утрата
- Приключение в доме отдыха
- Биллиардные страсти
- Кулон
- На пороге осени
- Разговор со смертью
- Под саваном зимы
- Дождик и девичьи лица
- Кому теперь на Руси жить хорошо
- Сокол и голубка
- Уймись душа!
- Виртуальная дочка
|
Сижу я в электричке у окна,
Напротив женщина…
Приятная…
Одна…
Помимо воли взор мой к ней прикован,
Но что это? Я ею очарован!
Не ярко, в меру крашеные губы,
Играют бликами в полуулыбке зубы,
Лучистый взгляд…
открытая душа,
Не молода, но — ах, как хороша!
Морщинок лёгкий, как вуаль, узор…
Ну что мне в ней? Что мой пленило взор?
Быть может, то во мне несбывшийся художник,
Случайностей судьбы моей заложник,
Пленённый ликом дивным, в ней
Узрел Джоконду наших дней?
1998 г., скорректировано 27.08.2018 г.
Когда в 1998 году в электричке, почти экспромтом, у меня родилась “Джоконда”, я мало что знал о поэте Дмитрии Кедрине. Его поэму “Зодчие” я когда-то читал и она отложилась в глубине моей, загруженной техническими знаниями памяти, однако, связь фамилии автора, так же сохранившейся где-то на задворках моей памяти, с этой поэмой, как-то не закрепилась.
И вот теперь, в феврале 2012 года, при подготовке к очередному собранию нашего литературного кружка “Лира” при местной библиотеке, посвящённому памяти поэта Дмитрия Кедрина, я в Интернете познакомился с его творчеством.
Тут, в этом комментарии, достаточно сказать, что для меня это было открытием ещё одной прекрасной, хоть в то же время и очень горькой, страницы в отечественной поэзии. Но этот комментарий я размещаю под моим стихотворением “Джоконда”, потому что в поэзии Кедрина я услышал ту же мысль, которая породила и мою “Джоконду”, — красота в галереях и музеях — вторична, красота в окружающей нас жизни — первична, но люди часто не видят её.
Боги, Богини, Моны Лизы и прочие мадонны, населяющие музеи и картинные галереи, — всех их создавали художники, вдохновляемые живыми, далеко не божественного происхождения людьми. Эта мысль ярко выражена в стихотворении Дмитрия Кедрина “Афродита”, она же и в стихотворении “Красота”. Увы, тяжёлая выпала ему судьба, коротка была его жизнь.
Этот комментарий — мой поклон Поэту. Горько что “много видевший, много знавший” по его словам поэт в стихотворении “Кофейня” скорбно пишет, вероятно, о своём окружении:
“У поэтов есть такой обычай —
В круг сойдясь, оплевывать друг друга.”
И вот, уже 2015 год. Свой сайт я пополняю не только своими стихами, но и фрагментами, ссылками на стихи других поэтов, в которых выражается мысль, сходная с той, что отражена в моём стихотворении. Это очень интересно, как одна тема по-разному отражается в стихах разных поэтов. Выше я назвал стихотворения Дмитрия Кедрина “Афродита” и “Красота”, содержащие ту же мысль, что и моя "Джоконда", хоть и выраженную совершенно по другому. А недавно я прочитал на ту же тему стихотворение "В музее" Алексея Маркова (1956 г.), и опять — новая грань этой темы. К сожалению, стихотворение опубликовано только в сборнике стихов поэта, а в Интернете его нет. Потому я представляю его читателям на этой страничке:
Идём просторами музея
Изобразительных искусств,
Где солнце пригоршнею сеет
Взволнованные блики чувств.
Сияют грудью обнажённой,
Что словно вечной жизни знак,
Венеры, кроткие мадонны…
От них не отойти никак!
А рядом девушка живая;
И пахнет стиркой платье чуть,
Идёт и руку мне сжимает,
Вдруг восторгаясь чем-нибудь.
И расступается пред нею
Обильный красотою зал…
Так вечно копии бледнеют,
Когда вблизи оригинал!
Последние две строки я выделил, чтобы подчеркнуть мысль поэта: живая красота вокруг нас, так будем же восхищаться оригиналом красоты.
Представленный здесь текст стихотворения "Джоконда" - несколько переработан по сравнению с начальным вариантом. 27.08.2018 я после двух первых строк добавил две новые строки (Помимо воли...) и выделил эти 4 строки в отдельную строфу. Во второй строфе несколько изменил порядок строк и сделал 2-ю и 3-ю строфы пятистрочным.
Это пояснение я даю потому, что первоначальный вариант "Джоконды" (от 1998 г.) был мною ранее опубликован на разных сайтах и в поэтических сборниках. Так что, теперь моя "Джоконда" будет жить в 2-х вариантах.
|
Картина «Джоконда» (другое названия картины: «Мона Лиза», полное название — Портрет госпожи Лизы Джокондо), написанная Леонардо да Винчи в начале 16-го века, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире. Другой "художественный шедевр", как уверяют нас — это "Чёрный квадрат" Малевича, "созданный" в начале 20-го века. О нём трубила пресса, его до сих пор выставляют в "красном углу" на выставках, за него отваливают миллионы долларов... Ход событий в мире, окружающая нас действительность заставляют делать вывод, что в мире действует "Закон Деградации", разрушающий всё, что свершается по "Закону Совершенства". А ведь, подобный "шедевр" под названием "Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью" (Альфонс Алле, 1893 год) появился на свет за 20 лет до квадрата Малевича. Кстати, белый и красный прямоугольники, с оригинальными названиями, так же были написаны Альфонсом Алле. Только, в отличие от Малевича, француз создавал свои "картины", как юморист и не выдавал себя за философа и новатора, открывающего новые горизонты в искусстве.
Мадонна
Наперекор
Изменчивой молве
Художники
Прославили в веках
Не девушку
С венком на голове,
А женщину
С младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
В ней нет еще
Душевной глубины.
Родив дитя,
Рождается мадонна.
В ее чертах
Миры отражены.
1973
Стихотворение "Мадонна", написала Людмила Константиновна Татьяничева по сюжету картины Рафаэля. И хоть оно не о леонардовой Джоконде, но к стихотворениям Дмитрия Кедрина имеет то отношение, что, как и в стихотворениях Кедрина, моделью для Мадонны (как утверждает молва) послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Эта же мысль — что Джоконды, Мадонны — простые земные женщины и в моём стихотворении.
С творчеством удивительной современной "Мадонны" — Л. К. Татьяничевой вы можете познакомиться здесь.
Продолжу высказанную уже тут мысль о том, что Боги... Моны Лизы и прочие мадонны... всех их создавали художники, вдохновляемые живыми, далеко не божественного происхождения людьми.
Вот эта же мысль в стихотворении широко известного на Западе канадского поэта Роберта Сервиса (1874-1958):
Моя мадонна
Я позвал проститутку с улицы
Бесстыдна, но как хороша!
И я срисовал ее полупортрет
В четыре карандаша.
И я стер с нее похоть и стер разврат,
И дал ей дитя на грудь.
Я так хотел все плохое в ней
К хорошему повернуть.
И она ушла, и пришел знаток,
Постоял, покрутил ус.
И я услышал, как он сказал:
«Мария и Иисус».
И я приделал ей сверху нимб
И продал в ближайший храм.
И свет горит на ее челе
Таинственный по утрам.
|