Дилетанты в поэзии и поэты от Бога. Поэтический сайт. Статьи, эссе. Стихи Л.Ф.Котова.

Почта: lfkotov&yandex.ru (замените знак & на собачку @). Copyright © Котов Л.Ф. 2008

Мои стихи Поэзия и жизнь Ссылки Все стихи
Карта сайта

Заметки на полях

Статьи, эссе

Дилетанты в поэзии и поэты от Бога

  1. О литературном балласте (эссе)
  2. Дилетанты в поэзии и поэты от Бога
  3. Поэзия о любви к Отчизне
  4. Поэт и Гражданин. Гражданская поэзия

Прочитал я на сайте stihi.ru стихотворение “Последний летний закат” (Владимир Павлов 8) и оно так мне понравилось, что я разместил ссылку на него на Фэйсбуке, в разделе “Общество русской словесности”, надеясь, что там его прочтёт больше читателей. Не знаю, сколько человек его прочитало, но отзыв увидел только один:
“не впечатлило, … он и сам называет себя дилетантом…”.
Вот это уничижительное в устах комментатора “дилетант” меня подвигло написать данную статью.

Владимир Павлов на своей странице назвал себя дилетантом, так как не имеет поэтического образования. Это понятно, ведь “дилетант” – человек, занимающийся чем-либо без специального образования в этой области.
Однако в комментарии упор на слове “дилетант” звучит пренебрежительно. Чего, мол, ждать от автора признающего себя дилетантом. Комментатору невдомёк, что по сути, вся российская поэзия, как и мировая, рождена дилетантами. Петрарка, например, учился юриспруденции, стал священником, а поэтом его сделала любовь. Перечислять поэтов-дилетантов здесь не хватит места (с кого следовало бы начать? С Гомера… или ранее?), потому назову лишь одно, но очень яркое и близкое к нашему времени имя – Сергей Есенин.
Впрочем, полагаю,- читателям известно, что царскосельский Лицей тоже не имел целью выпускать поэтов, или хотя бы литераторов; его программа была направлена на подготовку государственных чиновников высших рангов.
Это лишь в поздние времена появились литературные учебные заведения, а в них поэтические отделения. Время породило профессиональную литературу и уже некоторые поэты с дипломами литературных институтов смотрят на прочих поэтов свысока – мол, дилетанты, а тоже в поэты норовят. А ведь, к примеру, Александр Твардовский начал печататься, как дилетант задолго до окончания МИФЛИ, который он закончил в 1939 году, тогда как его “Страна Муравия” увидела свет в 1936 году, а первый сборник стихов — в 1935 году.
Литературные институты дали нашей поэзии немало замечательных поэтов, но хочу, всё же, подчеркнуть, что не диплом утверждает поэта в поэзии. Как пример рождения и в наши времена замечательных поэтов, не имевших литературного образования, приведу здесь лишь два имени. Подчёркиваю – только два имени из огромного океана современной русской поэзии. Прекрасных поэтов-дилетантов множество, но — увы, нельзя объять необъятное.

* * *

Смирнова Матрёна Платоновна

— удивительный пример поэта-самородка. Родилась в 1913 г. в селе Русский Ишим Пензенской губернии, где прожила всю жизнь, покинула этот мир в 1981 г. Её образование — 3 класса деревенской школы и 2-х месячные учительские курсы в 17-летнем возрасте. А “университеты” – крестьянский труд с 13-летнего возраста и 3 года учительства в младших классах местной школы. Потом – замужество, дети, труд в колхозе. Но природа наградила её даром легко и ясно изливать чувства словами. Её задушевные стихи, по-есенински пропитанные любовью к родному краю, его людям, охотно печатали в областной газете, в журналах, потом появились сборники стихов…
А после того, как на её стихотворение “Милая роща” (1963 г.) композитором О. В. Гришиным была написана песня, пришла всесоюзная известность.

Милая роща

Вот она, милая роща…
Ветер шумит надо мной.
Ветки берёзок полощет,
Сон, нарушая лесной.

Сколько стволов побелённых,
Сколько их здесь поднялось!
Всё это с детства знакомо,
С сердцем навеки срослось.

Будто опять ты безусый,
Рядом с девчонкой стоишь,
Вместо кораллов на бусы
Гроздья рябины даришь.

Будто бы смех её звонкий
В чаще лесной раздался….
Только у бывшей девчонки
Есть уже снохи, зятья.

Край мой единственный в мире,
Где я так вольно дышу.
Поле раздвинулось шире,
К роще зелёной спешу.

Хочется белым берёзкам
Низкий отвесить поклон,
Чтоб заслонили дорожку,
Ту, что ведёт под уклон.

В песне воспета роща, в которой любила гулять молоденькая Матрёна со своим женихом, а потом – мужем, подарившим ей двух сыновей, да так и не вернувшимся с войны. В 1943 г. Матрёна Платоновна получила похоронку. Мир в её глазах померк. Долго родня и соседи возвращали её к жизни,- детей поднимать надо. Вернулась Матрёна к сельскому труду, но с той поры зачастила в ту любимую рощу. Так родилась прославившая её песня.
Песня разлетелась по стране от местных Домов Культуры до всесоюзного радио и телевидения вплоть до “Голубого огонька”. Матрёна Платоновна стала получать горы писем со всех концов страны. В 1964 году поэтессу приняли в Союз писателей СССР.
Приведём здесь ещё одно стихотворение Матрёны Платоновны.

Солдатская мать

Поседела с горя ты до срока
В год тяжелый, сорок третий, мать.
Сын остался далеко-далеко,
Ты его не перестала ждать.

Вы не пойте, вьюги и метели,
Что домой он больше не придет,
С дня рожденья, с самой колыбели
В сердце материнском он живет.

Никогда не снится холм могильный,
А бывает все наоборот:
Вот стоит он молодой и сильный
Ранним утром у родных ворот.

Вскинул косу на плечо крутое,
Крикнул звонко: «Мама! Я пошел!
В синем небе — солнце золотое,
Под ногами травы словно шелк…

Разве это утро позабудешь.
Горло давит горьких слез комок,
«Коль могла бы, ото всех орудий
Заслонила б я тебя, сынок!»

Отзовется неуемной болью
Сердце опаленное тоской.
Всех, кто землю поливает кровью,
Задушила б слабою рукой.

В творческой копилке поэтессы две поэмы, 4 прижизненных сборника стихов, 4 книги стихов для детей. По её стихам композиторами Пензы, Москвы, Ленинграда написано более 20 песен. Издавались сборники стихотворений и после её кончины, выпущен сборник и к 100-летию со дня рождения поэтессы.
Берёзовой роще, воспетой Матрёной Платоновной, присвоен статус заповедной и дано название «Русско-Ишимская берёзовая роща имени М. П. Смирновой».
На родине поэтессы открыт музей. В 2013 г. к 100-летию поэтессы на её родине в городе Городище установлен её памятник.

* * *

А вот другой поэтический самородок:

Леонид Ильич Михелев.

Его судьба не имеет ничего общего с судьбой Матрёны Смирновой, кроме одного – он, как и она, совершенно далёк от какого-либо литературного окружения.
Родился в 1932 году в Одессе, здесь прошло детство, прерванное войной – эвакуация на Урал, затем — — возвращение на родину, нужда, безотцовщина. Школа, заочное обучение в техническом ВУЗе, далее (через 15 лет) – аспирантура, защита диссертации, работа.
Жизнь идёт вне литературной среды, её влияния. Леонид Ильич проходит путь от техника-конструктора до руководителя предприятий, главного конструктора. Становится доктором технических наук. Опубликовал три научно-популярные книжки.
Но случился развал СССР. Леонид Ильич пытается реализовать себя в качестве предпринимателя в сфере комплексного проектирования заводов и автоматических линий. Каждый раз начинал успешно, но наезжали “братки”, требовали “делиться”. Совесть не позволяла ему иметь дела с бандитами. Бросал налаженное дело, переезжал на новое место, начинал всё с начала. Так неоднократно повторялось в разных местах Украины, России, Латвии. В конце концов – эмиграция в Германию. Нашёл приют в Гамбурге, где и проживает в настоящее время.
Всё сказанное – лишь одна, внешняя сторона его жизни. Но была и другая – внутренняя жизнь,- неодолимая тяга к искусству, творчеству. И вот, его перо рождает удивительное произведение – роман в стихах “Юрий Сонин” (опубликован в Вильнюсе, 2001 год).
Роман в значительной мере автобиографический, написан он так увлекательно, таким ярким, простым языком, что, начав читать, уже невозможно оторваться.
Но роман,- только начало рождения большого поэта, хотя было уже и немало прекрасных стихотворений. Далее последовал огромный труд по переложению поэтическим языком книг Библии. Этот огромный труд, состоящий из нескольких частей: “Бытие — Библия в стихах”, “Моисей — Библия в стихах”, “Иисус Навин, Руфь, Есфирь — Библия в стихах”, “Книга пророка Даниила” (и это не полный список библейской поэзии автора) так же удивляет лёгкостью, ясностью языка и прекрасным соответствием, как духу, так и последовательности событий, излагаемых в оригиналах книг Библии.
Но кроме работы над библейскими темами, есть ещё и такие, довольно объёмные поэтические произведения, как например: “По стопам мудрецов. Сонеты”, “Смерть Артура”, “Димка в стране Музыки”. Далее не перечисляю (список велик), уже и эти названия говорят о широком творческом диапазоне поэта. Но есть ещё и множество прекрасных стихотворений, некоторые из которых автор положил на музыку и сам же их исполняет. Бог при рождении малыша наградил его и музыкальными способностями.
На персональном сайте поэта можно ознакомиться с огромным списком произведений Леонида Михелева, а мы лишь хотели показать, что удивительные поэтические таланты рождаются не только (а может – и не столько) в литературной среде, в литинститутах, они рождаются самородками, по воле Природы, или Бога. Вот только пробиться им к читателю много труднее, чем аттестованным, дипломированным поэтам.
Жизнь поэта начиналась в Одессе, которой он посвятил немало наполненных любовью строк. Вот отрывок из первой главы романа в стихах “Юрий Сонин” о предвоенной Одессе, какою видел любимый город юный герой, а следовательно, и сам автор.

Как хороша была тогда Одесса!
Придумать город краше — невозможно!
Беспечна, как шалунья-поэтесса,
Что к морю подошла неосторожно.
И вмиг обдало туфельки и платье
Прихлынувшей волною бирюзовой.
Она смеётся, не велит мешать ей,
И смело к морю подступает снова,
Стрелой летит по берегу, вдоль моря,
И песни озорные распевает,
Танцует, шутит, будто и не знает
Ни войн, ни бед, ни голода, ни горя.
Такой уж у неё характер странный,
Богами древними и синим морем данный!

А летним утром сонная прохлада
Ещё таится во дворах-ущельях,
Но тишину, что слаще лимонада,
На части рвёт торговое веселье:
"Ножи точить!", "Паяем-починяем!",
"Стеклить, стеклим, остекливаем рамы!",
"Старьё, бутылки, кости принимаем!" -
Былые голоса Одессы-мамы.
"Черешня, вишня!", "Рыба, рыба, рыбка!",
"Берите, дамы, даром абрикосы!" -
Поёт хохлушка — золотые косы.
И день вступает во дворы с улыбкой.
Но вот затишье, а затем — извольте -
Цыган на скрипке режет чардаш Монти!

Уж вечер лёгкой шалью ниспадает
На улицы, проспекты и бульвары.
Последний луч за горизонтом тает,
И ночь тотчас свои наводит чары.
В небесных звёзднобархатных глубинах
Укрылась ночь в торжественную тогу.
И волны на своих могучих спинах
Ведут на берег лунную дорогу.
В порту уснули странники морские,
Надёжно пришвартованы к причалам.
Им снится море, словно детям малым,
И страсти не волнуют их людские.
В депо ушли последние трамваи.
Затих усталый город, засыпает...

Сейчас поэт проживает в Гамбурге, которому благодарен за возможность жить полной творческой жизнью и которому посвятил стихотворение.

Гамбург

Мой Гамбург начинается с Альтоны,
С реки, где вновь отстроенный ковчег, (*)
Надёжно пришвартованный в затоне,
Впустил меня впервые на ночлег.

Тяжёлый шифф волна едва колышет,
А в нём живёт вселенская беда.
Там сотни душ одной надеждой дышат:
Сойти на берег, в Гамбург, навсегда.

И день за днём тревога и движенье
Царят на легендарном корабле.
Но в свой черёд, без страха и сомненья,
Находит каждый место на земле.

Мой Гамбург ежедневно открывает
Мне новые прекрасные черты.
К своим садам меня он приглашает
И стелет к ним дороги и мосты.

На Янгфернштиге музыка играет.
На Сант Поли весёлый карнавал.
Сегодня город Гамбург отдыхает:
Воскресный день всегда похож на бал!

А я брожу в старинном Сити-парке.
Деревья-великаны здесь царят.
И чувствую, дороже нет подарка,
Твой, Гамбург, искренний и добрый взгляд.

* «Ковчег» — плавучая гостиница на Эльбе, в районе Альтоны, где проживали иммигранты первое время по прибытии в Гамбург.

Жизнь длинной от Одессы, через многие перипетии, до Гамбурга. Жизнь полная надежд, устремлений, достижений, удач и неудач, но главное в ней – постоянное влечение к творчеству – поэтическому и музыкальному.

* * * * * *

Здесь рассказано лишь о двух удивительных поэтах-самородках. Но в безбрежном океане русской поэзии можно найти ещё множество подобных талантов, рождённых не литературными институтами, а матушкой Природой или, если угодно – Богом.

* * * * * *

Вот, поставил в своём повествовании последнюю, как задумывал, точку и почувствовал некую неудовлетворённость. Очень большое впечатление произвёл на меня ещё один наш современный поэт. Вначале я не предполагал рассказывать о нём здесь, так как он, хоть и не заканчивал литературного ВУЗа, но является дипломированным журналистом; тоже – литературное образование, хотя и полученное уже в 30-летнем возрасте. Прежде, чем стать журналистом, человек прошёл значительный трудовой путь (сварщик, токарь, слесарь…), участвовал в афганской и чеченской войнах.
Я говорю об Александре Аркадьевиче Сальникове (1963 г. рождения). Возможно, кто-то из посетителей этой странички читал его прекрасный роман в стихах Шарьинская весна. Очень рекомендую настоящим ценителям поэзии прочитать его. Прекрасный язык, увлекательный сюжет о нашей современной жизни, о периферийном поэте, мечтающем об известности, о любовных переплетениях, вплоть до дуэли… И всё это с прекрасными описаниями шарьинской природы в разные времена года.
На сайте поэта можно познакомиться и с другими его произведениями, но я хочу обратить внимание на очень необыкновенный в наше время поэтический труд – это огромная эпическая поэма “Ветлуга поёт о вечном” — (Полный текст поэмы опубликован в литературном альманахе "Ликбез" № 108, 02.2016).
Всё произведение выдержано в единой, легко читаемой ритмике,- не простая задача при таком большом объёме. Перед читателем развёртывается увлекательный сюжет, изобилующий многочисленными опаснейшими ситуациями, в которые попадают герои. Читаешь и удивляешься неисчерпаемой фантазии автора, многократно подвергающего своих героев труднейшим испытаниям, грозящим им гибелью, из которых, казалось бы, нет выхода, но спасение, совершенно неожиданное, вдруг приходит. Увы, как и в жизни — спасение приходит не всегда, кто-то из полюбившихся героев всё же гибнет. Но, такова правда жизни. И все эти события происходят на реальном историческом фоне, по-видимому, XV века, привязаны к реальным географическим местам, основным из которых автором выбрана река Шарья в верхнем Поволжье. В Поэме множество героев, среди которых немало хорошо известных исторических личностей. Множество географических названий (реки, города, деревни), часть которых сохранилась и поныне. Все сцены, будь то описание разнообразных пейзажей в разное время года, или описание многочисленных битв, описание людей, их экипировки — всё это рисуется так тщательно и подробно, будто автор всё это видел в натуре.

* * *

И ещё о дилетантах

Вот лишь небольшой перечень дилетантов от музыкального искусства.
Учёный-химик Бородин — автор знаменитой оперы «Князь Игорь».
Дилетантами были и известные русские композиторы: Александр Алябьев, Александр Варламов, Пётр Булахов, Александр Гурилёв.
Немало дилетантов можно найти среди художников и певцов.
Огромный вклад дали дилетанты в науку и технику. Вот лишь несколько великих имён:
монах Мендель заложил основы генетики,
Иван Фёдоров – первопечатник России – был дьяконом,
голландец Левенгук – изобретатель микроскопа был торговцем,
Константин Циолковский был школьным учителем.
Список можно продолжать и продолжать…

Первая публикация этой статьи была сделана мною 28.08.2017 на сайте stihi.ru.

к началу страницы

Copyright © Котов Л.Ф. 2008,
почта: lfkotov&yandex.ru (замените знак & на собачку @)

Rambler's Top100