Владимир Григорьевич Бенедиктов. К России. Трудный путь России. Поэзия и жизнь. Поэтический сайт л. Ф. Котова.

Copyright © Котов Л.Ф. 2008, *** почта: lfkotov&yandex.ru (замените знак & на собачку @)

Мои стихи Поэзия и жизнь Ссылки Карта сайта
Все стихи

Заметки на полях

Владимир Григорьевич Бенедиктов

К России

Трудный путь России

  1. Бездарный
  2. Человечество
  3. К новому поколению
  4. К России

Не унывай! Все жребии земные
Изменчивы, о дивная в землях!
Твоих врагов успехи временные
Пройдут, как дым, — исчезнут, яко прах.
Всё выноси, как древле выносила,
И сознавай, что в божьей правде сила,
А не в слепом движении страстей,
Не в золоте, не в праздничных гремушках,
Не в штуцерах, не в дальномётных пушках
И не в стенах могучих крепостей.

Да, тяжело... Но тяжелей бывало,
А вышла ты, как божий день, из тьмы;
Терпела ты и в старину немало
Различных бурь и всякой кутерьмы.
От юных дней знакомая с бедами,
И встарь ты шла колючими путями,
Грядущего зародыши тая,
И долгого терпения уроки
Внесла в свои таинственные строки
Суровая История твоя.

Ты зачат был от удали норманнской
(Коль к твоему началу обращусь),
И мощною утробою славянской
Ты был носим, младенец чудный — Рус,
И, вызванный на свет к существованью,
Европе чужд, под Рюриковой дланью
Сперва лежал ты пасынком земли,
Приёмышем страны гиперборейской,
Безвестен, дик, за дверью европейской,
Где дни твои невидимо текли.

И рано стал знаком ты с духом брани,
И прыток был ребяческий разбег;
Под Игорем с древлян сбирал ты дани,
Под Цареград сводил тебя Олег,
И, как ведром водицу из колодца,
Зачерпывал ты шапкой новгородца
Днепровский вал, — и, ловок в чудесах,
Преград не зря ни в камнях, ни в утёсах,
Свои ладьи ты ставил на колёсах
И посуху летел на парусах.

Ты подрастал. Уж сброшена пелёнка,
Оставлена дитятей колыбель
Ты на ногах, пора крестить ребёнка!
И вот — Днепра заветная купель
На греческих крестинах расступилась,
И Русь в неё с молитвой погрузилась.
Кумиры — в прах! Отрёкся и от жён
Креститель наш — Владимир, солнце наше,
Хоть и вздохнул: «Зело бо жён любяще», —
И браком стал с единой сопряжён.

И ввергнут был в горнило испытаний
Ты — отрок — Рус. В начале бытия
На двести лет в огонь домашних браней
Тебя ввели удельные князья:
Олегович, Всеславич, Ярославич,
Мстиславич, Ростиславич, Изяславич, —
Мозг ныл в костях, трещала голова, —
А там налёг двухвековой твой барин
Тебе на грудь — неистовый татарин,
А там, как змей, впилась в тебя Литва.

Там Рим хитрил, но, верный православью,
Ты не менял восточного креста.
От смут склонил тебя к однодержавью
Твой Иоанн, рекомый «Калита».
Отбился ты и от змеи литовской,
И крепнуть стал Великий князь Московской,
И, осенён всевышнего рукой
Полки князей в едину рать устроив,
От злых татар герой твой — вождь героев —
Святую Русь отстаивал Донской.

И, первыми успехами венчанна,
Русь, освежась, протёрла лишь глаза,
Как ей дались два мощных Иоанна:
Тот — разум весь, сей — разум и гроза, —
И, под грозой выдерживая опыт,
Крепясь, молясь и не вдаваясь в ропот,
На плаху Рус чело своё клонил,
А страшный царь, кроваво-богомольный,
Терзая люд и смирный и крамольный,
Тиранствовал, молился и казнил.

Лишь только дух переводил — и снова
Пытаем был ты, детствующий Рус, —
Под умною опёкой Годунова
Лишь выправил ты бороду и ус
И сел было с указкою за книжку,
Как должен был за Дмитрия взять Гришку,
А вслед за тем с ватагою своей
Вор Тушинский казацкою тропинкой
На царство шёл с бесстыдною Маринкой —
Сей польскою пристяжкой лжецарей.

И то прошло. И, наконец, указан
России путь божественным перстом:
Се Михаил! На царство в нём помазан
Романовых благословенный дом.
И се — восстал гигант-образователь
Родной земли, её полусоздатель
Великий Пётр. Он внутрь и вне взглянул
И обнял Русь: «Здорово, мол, родная!» —
И всю её от края и до края
Встряхнул, качнул и всю перевернул, —

Обрил её, переодел и в школу
Её послал, всему понаучил;
«Да будет!» — рек, — и по его глаголу
Творилось всё, и русский получил
Жизнь новую. Хоть Руси было тяжко,
Поморщилась, покорчилась, бедняжка,
Зато потом как новая земля
Явилась вдруг, оделась юной славой,
Со шведами схватилась под Полтавой
И бойкого зашибла короля.

И побойчей был кое-кто, и, глядя
На божий мир, весь мир он с бою брал, —
То был большой, всезнаменитый дядя,
Великий вождь, хоть маленький капрал;
Но, с малых лет в гимнастике страданий
Окрепший, росс не убоялся брани
С бичом всех царств, властителем властей,
С гигантом тем померялся он в силах,
Зажёг Москву и в снеговых могилах
Угомонил непризванных гостей.

И между тем как на скалах Елены
Утихло то, что грозно было встарь,
Торжественно в стенах всесборной Вены
Европе суд чинил наш белый царь,
И где ему внимали так послушно —
Наш судия судил великодушно.
Забыто всё. Где благодарность нам?
«Вы — варвары!» — кричат сынам России
Со всех сторон свирепые витии,
И враг летит по всем морским волнам.

Везде ты шла особою дорогой,
Святая Русь, — давно ль средь кутерьмы
На Западе, охваченном тревогой,
Качалось всё? — Спокойны были мы,
И наш монарх, чьей воли непреклонность
Дивила мир, чтоб поддержать законность,
По-рыцарски извлёк свой честный меч.
За то ль, что с ним мы были бескорыстны,
Для Запада мы стали ненавистны?
За то ль хотят на гибель нас обречь?

В пылу войны готовность наша к миру
Всем видима, — и видимо, как есть,
Что схватим мы последнюю секиру,
Чтоб отстоять земли родимой честь.
Не хочет ли союзничество злое
Нас покарать за рыцарство былое,
Нам доказать, что нет священных прав,
Что правота — игрушка в деле наций,
Что честь знамён — добавок декораций
В комедиях, в трагедиях держав?

Или хотят нас просветить уроком,
Нам показать, что правый, честный путь
В политике является пороком
И что людей и совесть обмануть —
Верх мудрости? — Нет! Мы им не поверим.
Придёт конец невзгодам и потерям, —
Мы выдержим — и правда верх возьмёт.
Меж дел людских зла сколько б ни кипело —
Отец всех благ своё проводит дело,
И он один уроки нам даёт.

Пусть нас зовут врагами просвещенья!
Со всех трибун пускай кричат, что мы —
Противники всемирного движенья,
Поклонники невежественной тьмы!
Неправда! Ложь! — К врагам готовы руку
Мы протянуть, — давайте нам науку!
Уймите свой несправедливый шум!
Учите нас, — мы вам «спасибо» скажем;
Отстали мы? Догоним — и докажем,
Что хоть ленив, но сметлив русский ум.

Вы хитростью заморскою богаты,
А мы спроста в открытую идём,
Вы на словах возвышенны и святы,
А мы себя в святых не сознаём.
Порой у нас (где ж люди к злу не падки?)
Случаются и английские взятки,
И ловкости французской образцы
В грабительстве учтивом или краже;
А разглядишь — так вы и в этом даже
Великие пред нами мудрецы.

Вы навезли широкожерлых пушек,
Громадных бомб и выставили рать,
Чтоб силою убийственных хлопушек
Величие России расстрелять;
Но — вы дадите промах. Провиденье
Чрез вас своё даёт нам наставленье,
А через нас самих вас поразит;
Чрез вас себя во многом мы исправим,
Пойдём вперёд и против вас поставим
Величия усиленного щит.

И выстрелы с той и другой стихии
Из ваших жерл, коли на то пошло,
Сразят не мощь державную России,
А ваше же к ней привитое зло;
И, крепкие в любви благоговейной,
Мы пред царём сомкнёмся в круг семейной,
И всяк сознай, и всяк из нас почуй
Свой честный долг! — Царя сыны и слуги —
Ему свои откроем мы недуги
И скажем: «Вот! Родимый наш! Врачуй!»

И кто из нас или нечестный воин,
Иль гражданин, но не закона страж,
Мы скажем: «Царь! Он Руси не достоин,
Изринь его из круга, — он не наш».
Твоя казна да будет нам святыня!
Се наша грудь — Отечества твердыня,
Затем что в ней живут и бог и царь,
Любовь к добру и пламенная вера!
И долг, и честь да будут — наша сфера!
Монарх — отец, Отечество — алтарь!

Не звёзд одних сияньем лучезарен,
Но рвением к добру страны родной,
Сановник наш будь истинный боярин,
Как он стоит в стихах Ростопчиной!
Руководись и правдой и наукой,
И будь второй князь Яков Долгорукой!
Защитник будь вдовства и сиротства!
Гнушайся всем, что криво, низко, грязно!
Будь в деле чужд Аспазий, Фрин соблазна,
Друзей, связей, родства и кумовства!

И закипят гигантские работы,
И вырастет богатство из земли,
И явятся невиданные флоты,
Неслыханных размеров корабли,
И миллионы всяческих орудий,
И явятся — на диво миру — люди, —
И скажет царь: «Откройся свет во мгле
И мысли будь широкая дорога,
Затем что мысль есть проявленье бога
И лучшая часть неба на земле!»

Мы на тебя глядим, о царь, — и тягость
С унылых душ снимает этот взгляд.
Над Русью ты — увенчанная благость,
И за тебя погибнуть каждый рад.
Не унывай, земля моя родная,
И, прошлое с любовью вспоминая,
Смотри вперёд на предлежащий век!
И верь, — твой враг вражду свою оплачет
И замолчит, уразумев, что значит
И русский бог, и русский человек.

Октябрь 1855

Владимир Бенедиктов в этом стихотворении написал краткими поэтическими мазками историю России от Олега и Игоря до своего времени и, даже, попытался заглянуть в светлое, как он полагал, будущее России под управлением справедливого монарха.
Стихотворение, хоть и отражает историю России, но, я подчёркиваю,- описание именно поэтическими краткими, и в то же время — ёмкими мазками.
А история России полна бед. Автор показывает, как Россия преодолевала одну беду за другой, становясь при этом всё сильнее и сильнее.

Терпела ты и в старину немало
Различных бурь и всякой кутерьмы.
. . .
И долгого терпения уроки
Внесла в свои таинственные строки
Суровая История твоя.

Но сила эта вызывала у врагов России всё большее озлобление. В ход пускается не только оружие, но и клевета.
Постепенно повествование подходит к Наполеоновскому нашествию, и победе над Наполеоном, хотя прямо эти события не называются:

Торжественно в стенах всесборной Вены
Европе суд чинил наш белый царь,
И где ему внимали так послушно —
Наш судия судил великодушно.
Забыто всё. Где благодарность нам?
«Вы — варвары!» — кричат сынам России
Со всех сторон свирепые витии

Автор показывает, что многие пороки, которыми Запад упрекает Россию привиты России самим Западом.

Порой у нас (где ж люди к злу не падки?)
Случаются и английские взятки,
И ловкости французской образцы
В грабительстве учтивом или краже;
А разглядишь — так вы и в этом даже
Великие пред нами мудрецы.

Автор клеймит европейских политиков, использующих в политике ложь, клевету, выдавая их за мудрость.

Или хотят нас просветить уроком,
Нам показать, что правый, честный путь
В политике является пороком
И что людей и совесть обмануть —
Верх мудрости? — Нет! Мы им не поверим.

И снова автор обращается к России, рассуждает о путях, которыми она должна идти к благоденствию, которое он видит в мудром руководстве, в заботах о России её рулевых — сановных чиновников. Вот как он видит их роль:

Сановник наш будь истинный боярин,
Как он стоит в стихах Ростопчиной!
Руководись и правдой и наукой,
И будь второй князь Яков Долгорукой!
Защитник будь вдовства и сиротства!
Гнушайся всем, что криво, низко, грязно!
Будь в деле чужд Аспазий, Фрин соблазна, (*)
Друзей, связей, родства и кумовства!

О, как эти пожелания Поэта актуальны в сегодняшней России. Наши нынешние сановные чиновники погрязли в кумовстве, мотовстве, да и новоиспечённых гетер в худшем значении этого слова, вокруг них превеликое множество. О таком будущем России Владимир Бередиктов предположить не мог.

(*) Автор использует имена римских гетер Аспазии и Фрины, как женщин распутного поведения, хотя это в большей степени относится к греческим гетерам.

Владимир Григорьевич Бенедиктов
Русский поэт, переводчик,
1807 — 1873.


к началу страницы

Copyright © Котов Л.Ф. 2008,
почта: lfkotov&yandex.ru (замените знак & на собачку @)

Rambler's Top100